Православная педагогика - Чистые истоки СШ 123 г.Минска
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РЦ



Обратите внимание





ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Православная педагогика

«Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 
учебная программа факультативных занятий I–XI классы. Под редакцией: С.Е. Рассадин, профессордоктор исторических наук, БГТУ

Скачать

Основы православной культуры

Учебная программа факультативных занятий для I–IV классов учреждений общего среднего образования. Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Скачать

Культура и религия. Программа факультативного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / Автор-сост.: Рогальский С.Г. / Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. – Минск: Издательство Белорусского экзархата, 2009..

 Скачать 
Библейские и евангельские сюжеты в белорусском изобразительном искусстве. Программа факультативных занятий для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения. / Авторы-сост.: Яницкая П.А., Скворцова И.Н. – Минск: Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь, 2006.

Скачать.
Христианские ценности и художественная культура (православная традиция)Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности / Автор-сост.: Густова-Рунцо Л. А. – Минск: Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь, 2007.

Скачать
 Искусство колокольного звона. Программа курса по выбору для 11 класса классов с изучением специальных учебных предметов музыкальной (инструментальной), музыкальной (хоровой) и общеэстетической направленности / Автор-сост.: Ковалив В.В. – Минск: Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь, 2007.

Скачать

Основы религиоведения. Программа факультативных занятий для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Автор-сост.: Старостенко В.В. – Минск: Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь, 2009.
 Скачать

Библия как памятник истории и литературы. Программа факультативных занятий для 6 класса общеобразовательных учреждений. / Авторы-сост.: Федосик В.А., Авдеев И.А. – Минск: Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь, 2010.

Скачать


 

 

Трудолюбие — это лишь одна из многочисленных добродетелей, которую традиционная  педагогика учит воспитывать в детях. РОДНАЯ ПЕДАГОГИКА учит также о необходимости воспитывать в детях почтительное отношение к родителям, к старшим, учит формировать в них высокие нравственные чувства — благодарность, верность, дружелюбие, ответственность, милосердие. Воспитание всех этих и других добродетелей не есть ограничение прав и свобод школьника, это — кратчайший путь к раскрытию его потенциала, его талантов.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999), обращаясь к детям и молодёжи, сказал: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Главная задача учебного предмета «Основы православной культуры» в том и состоит, чтобы привить школьнику вкус и стремление к добру, чистоте, добрым делам, благородным поступкам. Это чрезвычайно трудная, но весьма актуальная педагогическая задача современного учителя.

Методическая  разработка  занятия по курсу «Основы православной культуры» для младших школьников «Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель»

Основы православной культуры. IV класс "Заповеди"

Десять заповедей - основа нравственности человечества

Основы православной культуры   Учебник для 4–5 классов

Автор курса - Теплова Валентина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Беларуси нового и новейшего времени   Белорусского государственного университета, профессор кафедры церковной истории Минской духовной академии.
Занимается исследованием вопросов политической и церковной истории Восточной Европы. Ею написано и опубликовано более ста научных и учебно-методических работ.  Валентина Анатольевна является составителем сборника «Уния в документах» (Минск, 1997), сотрудничает в качестве автора с «Православной Энциклопедией» (Москва), является автором ряда учебников и учебных пособий для средней и высшей школы Беларуси.




Перечень имеющихся дисков, рекомендованных издательством

Белорусского Экзархата

 

 

Название

 

Разработчик

Год разра-ботки

1

ДВД/ Биоэтика – как христианская наука.

(75 м.)

Инф. агентство бел. православной церкви

 

2

ДВД/ «В гостях у Батюшки». Выпуски 1 и 2. Беседы протоиерея Артемия Владимирова с детьми и для детей: «О Рае и Пасхе», «О Божием мире и его всепремудром Творце, имя которому Бог» и о многом другом.

«Артос», г.Москва

2004

3

ДВД/ «Воспитание до рождения». Будущее ребенка, его здоровье и благополучие во многом зависят от поведения родителей во время беременности. Врач и психолог К.Зорин рассказывает о секретах воспитания младенца в утробе, особенностях психологии плода, «инстинкте материнства» и чувстве отцовства.

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2007

4

ДВД/ Воспитание ребенка до трех лет. Как ребенка вырастить счастливым? (52 м.)

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2006

5

ДВД/ Воспитание ребенка школьного возраста. Как ребенка вырастить счастливым? (52 м.)

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2006

6

ДВД/ Глобализация или Домострой. Ответы на вопросы молодёжи. Лекции священника Олега Стеняева.

 

 

7

ДВД/ Диакон Андрей Кураев. Искусство умирать. (1ч. 17 м.). Церковь и молодежь. (60 м.)

Инф. агентство бел. православной церкви

 

8

Истина сотворения. Крах теории эволюции (62 м.). Бог, мы и животные (120 м.) Видеокассета

Издательство Белорусского Экзархата

 

9

ДВД/ Какая любовь настоящая? Комментирует священник Илия Шугаев (104 м.)

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2006

10

ДВД/ Независимость. Документальный фильм в помощь тем, кто измучен алкогольной или наркотической зависимостью (60 м.)

ООО «Интересное КИНО»

2006

11

ДВД/ «От чего беречь ребенка?».

 Почему наши дети становятся неуправляемыми? Почему не хотят преодолевать трудности? Что же полезно нашим детям, а что приносит им вред? На эти актуальные для всех родителей вопросы ответит в своей лекции православный психолог Татьяна Шишова (55 м.)

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2007

12

ДВД/ «Ранние браки». Что заставляет людей тянуть с браком? Бывают ли солучаи крепких ранних браков? Необходисма ли помощь молодым от родителей? Эти и другие вопросы комментирует протоиерей Павел Великанов. (65 м.)

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2006

13

ДВД/ «Русский крест». Публицистический фильм о домографической катастрофе в России. В фильме участвуют архиереи и священнии Русской Православной Церкви, врачи, социологи, писатели и психологи… (80 м.)

ООО ПТФ «Сейприс»

2007

14

ДВД/ «Свободный выбор» (25 мин.), . «Книга судеб» (26 мин.), документальные фильмы режиссера Никиты Воронова

Издательство Московской Патриархии

2009

15

ДВД/ Секреты семейного счастья «Романтика любви: желанная и опасная». Фильм-беседа со священником Илией Шугаевым. (31 м.)

Медиа-проект С.Андрюшкина «Истина семьи»

2006

16

ДВД/ «Слово и образ Божийый», «Воззрение на Святую Троицу», «Глаголь Добро». (57 м.)

ООО«Техинвест-3»

 

17

ДВД/ «Чернобыльские джунгли» 20 лет без человека…

РУП «Белорусский видеоцентр»

2006

18

СД/ Аудиоэнциклопедия для детей «Как жили на Руси». Увлекательный спектакль познакомит с повседневным бытом пра-пра-прабабушек и пра-пра-прадедушек. Ребята побывают на торговой площади древнерусского города, заглянут в древнерусскую курную избу.

ООО «Детское издат-во ЕЛЕНА»

2006

19

СД/ Аудиоэнциклопедия для детей «Календарь природы». Увлекательный спектакль расскажет о том, какие изменения происходят за год в нашей родной природе.

ООО «Детское издат-во ЕЛЕНА»

2005

20

СД/ «Битва за души или о наболевшем». Беседы с тележурналистом Аркадием Мамонтовым (50 м.)

Авторский взгляд.

@ Е.Козенкова

2009

21

СД/ «Колокольные звоны Москвы». Покровский Собор (Храм Василия Блаженнонго), Новодевический монастырь, Храм Покрова на Рогожском кладбище

Издательство Московской Патриархии

2009

22

СД/ Кукольный театр как лекарство для психики. Лекция детского психолога, драматурга, члена Союза писателей России И.Я. Медведевой (50 м.)

Изд. Моск. Подворье Свято-Троицко Сергиевой Лавры

2009

23

СД/ Лев Николаевич Толстой. Лекции читает профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия,  доктор филологических наук –Михаил Михайлович Дунаев (13 ч. 40 м.)

Издательство «Московской Патриархат»

2009

24

СД/ Мир детства. Выпуск 1. Вячеслав Бобков. Песни + КАРАОКЕ

Изд-во Белорусского Экзархата

2008

25

СД/ Мир детства. Выпуск 2. Вячеслав Бобков. Песни + КАРАОКЕ

Изд-во Белорусск. Экзархата

2008

26

СД/ Музыкальные обучалочки. «Веселая лого-ритмика». Музыкально-игровые упражнения, логопедические стишки и песенки для детей 2-6 лет.

Изд-во детских образов-ных прогр. «ВЕСТЬ-ТДА»

2007

27

СД/ Музыкальные обучалочки. «Веселые уроки». Подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет.

Изд-во детских образов-ных прогр. «ВЕСТЬ-ТДА»

2007

28

СД/ «Помилуй, Господи, наших детей». Из практики православного детского врача. Аудиокнига в формате МР3

«Московский Патриархат»

2009

29

СД/ Евгений Санин «Православная энциклопедия для самых маленьких». Аудиокнига в формате МР3 читает автор (3 ч.)

ООО «Маркони»

2007

30

СД/ «Психология и педагогика». В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Учебно-методическое пособие

Отдел религиозн.образов. Владим. Епархии

 г. Владивосток

 2007

31

СД/ Серия «Раннее развитие». 12 месяцев. Для детей от 2 до 5 лет. В помощь родителям, педагогам, логопедам, воспитателям

ООО «Детское издат-во ЕЛЕНА»

2008

32

СД/ Серия «Раннее развитие». Алфавит. Для детей от 2 до 5 лет. В помощь родителям, педагогам, логопедам, воспитателям

ООО «Детское издат-во ЕЛЕНА»

2008

33

СД/ Серия «Раннее развитие». Счет от 1 до 10.

Для детей от 2 до 5 лет. В помощь родителям, педагогам, логопедам, воспитателям

ООО «Детское издат-во ЕЛЕНА»

2008

34

СД/ Федор Михайлович Достоевский. Лекции читает Михаил Михайлович Дунаев профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук (4 ч. 48 м.)

Издательство Санкт-Петербергской Православной Церкви

2009

Урок № 1. 


    Вводный.

  Вступительная беседа о церковнославянском языке: определение его как высшего стиля русского, находящегося с ним в благодатной симфонии; определение  его места среди других славянских языков и говоров. Понятие русского извода церковнославянского языка. Особенные свойства церковного языка среди других типов (стилей) речи: особые более полные, функции

(не только земная, горизонтальная, или коммуникативная, но и религиозная, изначальная для человеческого слова, а также более развитая поэтическая). Этапы развития церковнославянского языка, его драматическое состояние в ХХ веке.

     Азбука кириллица: знакомство с начертанием, значением буквы. Начальное чтение отдельных слов и кратких изречений по азбуке.

 

Урок № 2.

     История создания славянского письма. Подвиг святых братьев Кирилла и Мефодия. Две азбуки славянского письма: глаголица и кириллица, вопрос об их сравнительной древности. Роль греческого языка в становлении славянской письменности. Чтение фрагментов из «Житий»: «Сон об обручении с Софией, Премудростью Божией», миссионерские поездки  в халифат, явление в Крыму мощей святого Климента, славянская литургия в Риме, смерть св. Константина (Кирилла), труды св. Мефодия. Кирилло-Мефодиевские уроки сегодня. Дни славянской письменности. Тропарь святым братьям с изложением сути подвига, его запись; понятие о жанре жития как любимом чтении русского народа в течение веков, тропаре. Пение тропаря и интонационное чтение жития.

 

Урок № 3.

     Надстрочные знаки, их система: титла как сакральные сокращения; знаки ударений, придыханий. Надписи на Кресте Господнем, на иконах. Вязь. Упражнения на узнавание и раскрытие надписей на иконах Христа, Божьей Матери, угодников: преподобных, апостолов, святителей, ангелов, блаженных и других чинов. Вязь и умение ее «распутать». Домашнее задание: записать расшифровку не менее трех свитков и надписей различного типа на сакральных предметах.

 

Урок № 4.

     Понятие об особенностях грамматики церковнославянского языка, наблюдения над ее особенностями в чтении псалма № 23 (Господь пасет мя). Рассмотрение поэтики числа: антонимия единственного и множественного  числа (Бог – единый, истинный,Творец; бози – множественные идолы, бесы). Двойственное число. Парное устроение частей человеческого состава. Творческая работа с тематической азбукой «Что есть человек» (различение человека плотского и духовного, у которого есть «крылья»). Знакомство с «Гражданством обычаев детских», памятником педагогической литературы 17 века, предписывающим нормы поведения в обществе. Остатки двойственного числа в русском языке.

 

Урок № 5.

     Звательный падеж. Звательный падеж в акафисте. знакомство с жанром акафиста. Чтение фрагментов из Великого Богородичного акафиста, наблюдения над звательными формами и символикой слов-уподоблений. Краткие сведения об истории сложения акафиста. Задание: из любого акафиста выписать с соблюдением норм церковного письма (титла и под) несколько возглашений.

 

Урок № 6.

     Особенности глаголов и причастий. Знакомство с грамматическими таблицами, выработка умения ими пользоваться. Рассказ учителя о глагольных формах как самых больших грамматических отличиях между церковнославянским и русским. Разбор поэтики употребления глагольных форм на знаменитой «Притче о блудном сыне», знакомство с картиной Рембрандта, поэтическими переложениями Притчи. Домашнее задание: выучить спряжение глаголы «быти» в настоящем времени, разобрать нетематические глаголы в притче «О воле и псе» из «Зрения жития человеческого», разгадать известный фразеологизм.

 

Урок № 7.

     Поэтический синтаксис. Церковнославянский язык как поэтический текст. Символика, образность, риторические приемы речи (вопросы, восклицания, анафоры, эпифоры и др. синтаксические фигуры). Параллелизм членов как основной смысловой и ритмический прием построения стиха, повторяемые поэтические формулы. Прослушивание пения песнопения «Блажен муж». Чтение псалма 50 (с правильным параллелизмом).

 

Урок № 8.

     Символизм и образность слова. Содержательная структура слова: понятие его рациональная часть (нам известная), символ и образ как мост в иррациональную часть, концепт как непознаваемая, но чувствуемая часть слова, логосная его часть, вызывающая муки слова у поэтов (по В.В.Колесову). Рассмотрение ключевых слов-символов: глас, град, Воскресение и др.

     Лексическо-тематические группы церковнославянского языка, отвлеченная лексика, грецизмы в их составе.

 

Урок № 9.

     Церковнославянизмы и их классификация: фонетические приметы (неполногласие и др.), грамматические, словообразовательные, семантические. Упражнения на их нахождение в русской поэзии. «Пророк» А.С.Пушкина: полный анализ славянизмов, чтение главы 6 из пророчества Исайи, послужившей основой стихотворения. Самостоятельная работа: проанализировать и найти церковнославянизмы в известных произведениях русской классической литературы.

 

Урок № 10.

     Символико-тематические азбуки.  Общее понятие о работе с азбуками. Азбука «Златоцвет»: растительная символика в Священном Писании. Составление словника, знакомство с библейскими контекстами, сохранением символа в современной поэзии. Творческие работы: есть ли слова на «аз», как связаны «бук» и «буква», из каких пород деревьев составился крест, какова символика слова «лилия», что значит «быльем поросло», с какими растениями связано Вербное воскресение, какие веточки  держат в руках мученики на иконах и почему, какова символика слов «зерно» и т.д. и т.п. (под руководством учителя).

 

Урок № 11.

     Азбука «Физиолог».  Составить словник символов: Агнец, Агница, агнцы; вол; телец, юница, единорог –единорози,  гиена, пчела и под. Творческое задание: выбрать два-три символа и представить их с объяснением и контекстами. Ролевое чтение библейских и басенных сюжетов из «Физиолога» 17 века. Животные в русской литературе.

 

Урок № 12.

     Азбука подвига и подвижничества. Духовный смысл военной лексики (меч, брань, подвиг, воин и др.). Монашеские и воинские подвиги. Евангельский подвиг русских воинов по защите Родины: Куликовская битва, Великая Отечественная война. Задание: дополнить материал, предложенные учителем, преданиями своей семьи.

 
Урок № 13.

     Книга «Псалтирь».  «Псалтирь – всем книгам мати»:ее пророческое содержание, ее использование в богослужении, поэтика Псалтири в сложении древнерусской литературы; Псалтирь как учебная книга (часословно-псалтирная школа и ее устроение), Псалтирь в жизни русского человека.  Разбор псалмов 90, 1, 23 и др.

     Знакомство с поэтическими переложениями псалмов. Подготовка соответствующих докладов и рефератов.

         

Урок № 14.

     Знакомство с различными жанрами церковной службы: дневной круг богослужения, часы, малые жанры (тропари, стихиры и под), большие жанры (каноны, паремии и др.).  Обзор основных книг Св. Писания, Предания, Минеи, Триоди  и др. Доклады соответствующей тематики.

 

Урок № 15.

     Евангельский текст в русской литературе. Доклады соответствующей тематики, подготовленные под руководством учителя: «Ода Г.Р.Державина «Властителям и судьям» и псалом 81»; «Тема пути и покоя в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и «Парус»; и под.

 

Урок № 16.

     Заключительное занятие в виде открытого праздничного урока: чтением и пением избранных текстов на общую тему факультатива: «Церковнославянский язык в русской культуре»

Автор курса «Церковно-славянский язык»

 ныне почившая Саблина Нина Павловна -

 кандидат филологических наук, доцент кафедры

 отечественной музыки Санкт-Петербургской

 консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова,

 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств .

Скачать программу курса "Церковно-славянский язык"

 

22.02.2021

"Зимний бал молодёжи-2021"

подробнее...
16.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...
08.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...

Департаментом Смоленской области по образованию и науке выданы свидетельства о размещении авторского материала на сайте infourok.ru, а также объявлена благодарность Гидлевской Е.В., учителю географии ГУО "Средняя школа № 123 г. Минска", за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей.

п
п

Цитата дня

Все мое счастье и несчастье заключается в сердечных мыслях и расположениях. Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиной Божией или с волей Бога моего, тогда япокоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет — беспокоен, исполнен духовного, душетленного мрака, тяжести, уныния. Если совершенно переменю мысли и расположения сердца ложные, богопротивные на истинные и Богу приятные, — тогда опять покоен и блажен.

Иоанн Кронштадтский

Притча дня

В давние времена был в поле волшебный колодец. Подходил к нему человек, опускал ведро, вытаскивал, а в ведре оказывалось то, что было у него на сердце.

Сначала люди черпали из колодца лю­бовь, добро, нежность. У кого что было — у того еще прибавлялось. Но потом что-то случилось в мире: люди стали все чаще зачерпывать из колодца зло, зависть, не­нависть. И решили они, что колодец испортился. И засыпали колодец. Ведь ко­лодец засыпать легче, чем сердце свое очистить, правда?