Святые и святыни - Чистые истоки СШ 123 г.Минска
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РЦ



Обратите внимание





ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Святые и святыни

д. Бушмичи Каменецкого района 
 

      Места явления Богородицы на земле навсегда освящены Ею. Недаром во все времена паломники стремятся их посетить, прикоснуться к ним, ибо они несут ощутимый духовный след Ее пребывания, некое силовое поле, попадая в которое человек не может его не ощутить, которое так или иначе действует на него. Царица Небесная Сама как бы незримо присутствует там и оказывает благодатную помощь всем с верою прибегающим к Ней. 
     Есть на Беларуси в Каменецком районе Брестской области почти на самой границе с Польшей, между деревнями Бушмичи (примерно 1 км) и  Верховичи (около 4 км.) прямо в чистом поле такое место явления Божией Матери мало известное даже самым искушенным паломникам. Называют его Грушкой. Впрочем, по всему Каменецкому району оно не просто известно, но даже знаменито. И не только по Каменецкому р-ну. Местные жители близлежащего пограничья Брестского р-на и Польши также прекрасно знают дорогу к Грушке.

    Что же это за место? Если идти по дороге из Верхович в Бушмичи, то за густыми кустами и деревьями, которые растут по краю дороги  можно пройти ничего не заметив. Но если на подходе к Бушмичам свернуть с дороги на тропинку, выводящую из-за кустов и деревьев в поле, то взгляду откроется необычная картина. Посреди засеянного поля — огороженный кусок земли (на глазок не больше 5 соток). У дальнего края ограды — небольшое дерево — Грушка. А от нее — кресты, кресты, кресты… Большие и малые, деревянные и металлические, украшенные и простые.

 Чем же знаменита Грушка и почему вокруг нее столько крестов? Вот что рассказали старожилы Верхович и Бушмич. Следует, правда, сразу оговорить несколько моментов. История эта весьма давняя по времени, во всяком случае Ольга Моисеевна Степанюк 1903 г.н. из д.Верховичи говорит, что ей эту историю рассказывала еще ее мама. По другим сведениям, все это случилось в 20–е годы ХХ века. Как бы там ни было — сменилось несколько поколений, история стала преданием, передающимся из уст в уста. В связи с этим в некоторых незначительных деталях истории рассказчики расходятся, однако смысловой стержень у истории один.

 Жила в те времена в Бушмичах сирота, предание сохранило ее имя — Прасковья. Известно, сиротская доля — горе да слезы. Однако сироты ходят под особым смотрением Божиим, и под свой Покров берет их сама Владычица Небесная. Пасла однажды Прасковья свиней за деревней и застала ее там большая гроза. Спряталась сирота под растущую в поле дикую грушку и стала молиться и плакать, жалуясь Богу на свое горькое житье. Вдруг перед ней осиянная небесным светом предстала сама Пресвятая Богородица и стала ласково утешать девочку. А Прасковья, опустившись Ней на колени, плакала уже счастливыми слезами.

 Есть и вторая версия этой истории. Сиротка Прасковья была слепой. И Богородица, явившаяся  девочке под грушкой, не просто утешила ее в горестях, но исцелила ее.

 Когда девочка вернулась в деревню и стала рассказывать о  чудесном явлении, то реакция односельчан была разной. Кто-то недоверчиво рассмеялся, кто-то пожал плечами — убогая, мол, дурочка; кто-то задумался, а кто-то поверил. Однако, так или иначе рассказ сироты запал в душу односельчан. И вот, сначала единицы, потом и самые недоверчивые потянулись к Грушке, кто помолиться, кто поплакать. И почувствовали люди — непростое это место, слышит их молитвы Богородица. Вскоре слава о нем разнеслась по окрестностям.

 Сейчас никто уж не помнит, как установился обычай приносить к Грушке кресты. Их называли оброчными. Т.е., поставив крест, человек как бы приносил Богу жертву, обрекался, обещался Ему. Через некоторое время возле Грушки было уже много крестов и стояла небольшая часовенка. Часовню поставили еще до Великой Отечественной войны, при Польше.

 Война не тронула Грушку: и дерево, и кресты, и часовня,  —  все осталось целым. Но в 60-е годы начались для Грушки тяжелые времена. Председатель колхоза, где была Грушка, решил искоренить не только дерево, но даже память в народе об этом святом месте. Однажды ночью к Грушке были стянуты трактора, грузовики, люди. И в одну ночь грушку срубили и выкорчевали, часовню разобрали, кресты увезли и сожгли, поле распахали.

 Утром жителям Бушмич, пришедшим к Грушке открылось зрелище тем более страшное, что неожиданное: пустота, распаханное поле, будто и не было здесь ничего…

 Но прошло немного времени, и, чудо! Из земли среди поля пробился к свету слабый росток — Грушка! Но радость была недолгой, росток вырвали корнем. Прошло еще некоторое время, и — Бог поругаем не бывает. На месте былого дерева снова показалась из земли и потянулась к солнцу неумирающая грушка. И возродилось святое место, не человеческими усилиями, но Божиим промыслом. И снова потянулись туда паломники с крестами «за здоровье».

 Сейчас Грушка огорожена, ограда окрашена свежей краской, место внутри убрано и расчищено. Каждый день здесь есть люди. И снова жители окрестных деревень подумывают о часовне.

 А пока каждый год 27 августа накануне Успения Пресвятой Богородицы сюда съезжаются священники со всего района и служат молебен. Паломников из окрестностей в этот день бывает столько, что люди не вмещаются в огороженное пространство. Приезжают также из Бресткого р-на, Польши.

 И установился здесь еще один замечальный обычай. Хозяева, жители деревни Бушмичи,  к этому дню готовятся к приему , и после молебна на траве, столах раскладывается угощение — строго постное! Каждый, кто приехал или пришел сюда, может подкрепиться местным, от чистого сердца предложенным угощением, прежде чем отправиться в обратный путь.

 Местные жители говорят, что приезжают из Польши поклониться святому месту и католики. Но привозят они с собой православные кресты.

 

Елена Михайловна Боганева, научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии наук Беларуси.

д.Таль Любанского района

 

Камень возле д. Таль Любанского района. Камень в этих местах известный, возле камня оброчный крест - крест с завязанными на нем рушниками. Каждый рушник - оброк (оброк - видимый символ невидимого обета и просьбы к Богу - как правило, о здоровье своем и близких людей). О камне существует народное предание, что на нем когда-то отдыхал сам Христос, и когда Он встал уходить, оперся рукой о камень. Отверстия в камне - от Его пальцев. Там даже в сухое лето собирается вода, которая считается целебной. На березе возле камня - тоже оброчные рушники.

 Священные источники

 д. Студенец Костюковичского района

 Криничка и оброчный крест с ручниками возле д.Студенец Костюковичского района Могилевской  области. По местному преданию, источник был обнаружен и оборудован местным помещиком (конец 18 начало 19 вв.). У него с супругой долго не было детей, вода этого источника помогла им. Раньше возле него стояла капличка (часовенка), которая затем была разрушена в годы советской власти. И раньше, и  сейчас на источнике совершаются молебны на Троицу. 

д. Язвино Узденского района

Святой колодец в лесу возле д. Язвино Узденского р-на Минской области. О происхождении  его почти ничего неизвестно, но вода считается целебной, к колодцу ходят пешком брать воду со всех окрестных деревень (проехать к нему по лесу практически невозможно).


 Криницы Пустынский мужской Свято-Успенский монастырь

 По преданию, монастырь был основан на месте лесного источника, который указала во сне князю Симеону Лугвину Матерь Божия. Симеон Лугвин страдал в конце жизни слепотой и много молился, чтобы снова видеть. Во сне Матерь Божия указала ему место - тогда еще в глухом в лесу - где бьет источник. Если он промоет его водой свои глаза - исцелится. Симеон нашел это место и прозрел, и пообещал на этом месте воздвигнуть монастырь. Основание монастыря датируется 1380 годом.

 На сегодняшний день прямо на месте древнего источника воздвигнут храм . От родника, который находится в глубине земли под храмом выведены трубы в купальню, которая располагается рядом с храмом, и собственно источник, из которого набирают воду. Вода в купальне имеет температуру +2 - + 3 градуса круглый год. Источник очень известен по всему Мстиславльскому району, а также во многих других местах Беларуси и России. Монахи уже несколько лет ведут дневник, в котором паломники записывают случаи помощи и исцелений от святой воды источника.

На фотографиях храм, купальня, источник. 
    


  
  В окрестностях этого же Свято-Пустынского монастыря (а, я не написала, он расположен в 10 км. от бел. районного центра Мстиславля, почти на самой границе со Смоленской областью) есть еще 2 источника. Один оборудован в виде колодца, второй течет где-то в километре или двух от монастыря. Тот, который в виде ручья - в народе говорят, особенно помогает при заболеваниях ног и суставов.

Елена Михайловна Боганева, научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии наук Беларуси.

 

8 декабря Православная Церковь чтит память священномученика Ярослава Савицкого.

5 декабря Православная Церковь чтит память священномученика Иоасафа (Жевахова), епископа Могилевского.  

13 ноября Православная Церковь чтит память нашего соотечественника, преподобномученика Анатолия Ботвинникова.

5 ноября Православная Церковь чтит память преподобного Елисея Лавришевского.  

20 октября Православная Церковь чтит память нашего соотечественника, священномученика Алексия Могильницкого, пресвитера Лельчицкого.

12 октября – день памяти священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского, бывшего в 1912 году  епископом Слуцким, викарием Минской епархии.

7 октября Православная Церковь чтит память преподобного Леонтия, архимандрита Виленского, исповедника.

12 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Николая Акаловича, пресвитера Витебского.

6 сентября Православная Церковь чтит память преподобномученика Серафима Жировичского (в крещении Романа).

11 августа Православная Церковь чтит память белорусской святой -  преподобной Манефы Гомельской.  

2 августа Православная Церковь празднует обретение мощей святого преподобномученика Афанасия Брестского.

10 июля Православная Церковь чтит память святого преподобного Мартина Туровского.

6 июля Православная Церковь чтит память священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского, епископа Гомельского, Минского, священномученика (1919), прославленного в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Белорусских и Воронежских.  

31 мая Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кормянского.

30 апреля  - День памяти священноисповедника Михаила Новицкого, который родился на белорусской земле, пронес здесь все свое священническое служение и пострадал за веру.

29 апреля Православная Церковь чтит память нашего соотечественника -  священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского.

В Понедельник Светлой седмицы, 21 апреля, Православная Церковь чтит память священномученика Сергия Родаковского, мужа Ксении Чернявской - родной сестры  блаженной Валентины Минской.

26 февраля чествуется память нашего соотечественника, защитника Православия - святителя Георгия, архиепископа Могилевского (Конисского).

21 января — день памяти священномученика Димитрия Плышевского, пресвитера Минской епархии.

Преподобномученик Макарий родился в 1605 году в старинном волынском городе Овруче в 1605 году в благочестивой семье Токаревских. Родители воспитывали сына в страхе Божием, прививали любовь к молитве и храму. Будучи юношей, он покинул отчий дом и в 1514 году поступил в Овручский монастырь в честь Успения Божией Матери. Молитва и изучение святоотеческих творений были его любимыми занятиями в обители.

Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. Около времени рождения святого Афанасия в 1596 году в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью. Уния имела целью искоренение Святой Православной веры и латинизацию русского народа. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление о защите православной веры, о неповиновении униатам и сопротивлении всем притеснениям и насилиям с их стороны. «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами»

Насельницы Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря подарили специально для учителей материалы из жития нашей великой соотечественницы.  Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась угодница Божия в начале XII века [1] в семье Полоцкого князя Георгия [2] и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых, и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия [3] , она не захотела вступать в брак. Чувствуя в своей душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, Предслава тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа [4] . Намерение юной княжны оставить мир поначалу привели игумению в трепет и смущение. Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного. Но после беседы с Предславой удивилась блаженная княгиня «разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…» .

Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» из поселка Локоть Брянской области будет пребывать для поклонения верующих в минском Доме Милосердия прихода Всех святых до 27 сентября 2015 года.

28 августа, в Праздник Успения Пресвятой Богородицы, Православная  Церковь чтит многие иконы Царицы Небесной, в числе которых малоизвестная Фальковичская, явленная в начале XVIII века в местечке Фальковичи недалеко от Витебска.

26 августа Православная Церковь чествует Минскую чудотворную икону Божией Матери - одну из самых почитаемых святынь Беларуси.  

10 августа Православная Церковь чествует Смоленскую икону Божией Матери и многие почитаемые ее копии. Одна из них, Мижевичская икона Божией Матери, находится в Беларуси.  

24 июля Православная Церковь чествует древнюю белорусскую святыню – Барколабовскую икону Божией Матери.  

 В 1923 г. в деревне Слонимцы Пружанского района Брестской области произошло обновление Владимирской иконы Божией Матери.

28 ноября - начало Рождественского поста и День празднования Купятицкой иконы Божией Матери. Символика Республиканского общественного объединения «Родители и учителя - за возрождение православного образования» также содержит в себе образ этой чудотворной иконы.           

Лыщанская икона Божией Матери – чудотворный Образ,  нерукотворно проявившийся на обновленной иконе Спасителя 4/17 сентября  1910 года в деревне Лыще недалеко от города Пинска в Беларуси. 

Источник  на территории монастыря Успения Пресвятой Богородицы, (д. Пустынка, Мстиславский р-он, Могилевская обл.) Основание Свято-Успенского монастыря относится к концу XIV века. По преданию, родоначальник мстиславских князей Лугвен Симеон к 1380 году потерял зрение. Ни одно из средств средневековой медицины не смогло сделать князя вновь зрячим. Но однажды во сне ему явился старец, посоветовавший отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Не сразу удалось князю найти заветную криницу. Но, в конце концов, поиски увенчались успехом: князь умылся водой из найденного источника и моментально прозрел. И первое, что он увидел в ветвях липы, растущей рядом с источником, была икона Богородицы. В память о своем чудесном исцелении князь повелел рядом с чудотворной криницей построить храм. А на площадке чуть выше источника решил заложить мужской монастырь.

Источник в Ракове, (г. Раков, Минский р-он, Минская обл.) РАКОВСКИЙ источник известен с 15 века. В те времена жил в Ракове один больной и слепой человек, имя которого, к сожалению, история не сохранила. В ночном видении явилась ему Пресвятая Дева и повелела выйти на окраину города. Однако, будучи немощен и слеп, человек заблудился в лесу и случайно набрел на источник. Утолив жажду и умывшись, он чудесным образом прозрел и исцелился от своих болезней. Там же, у источника, на дереве он увидел сияющую в лучах света икону, которая получила название Раковской иконы Пресвятой Богородицы.  Вскоре была воздвигнута небольшая церковь возле места явления иконы Божьей матери рядом с источником. По преданию, церковь два раза сгорала, но икону всегда спасали. Во время первой мировой войны, по распоряжению императора Николая Второго, ныне прославленного в лике святых, все прифронтовые храмы должны были эвакуировать церковные ценности. К сожалению, после эвакуации икона не вернулась, сейчас в церкви находится ее копия. 
 Но источник остался, и, по свидетельству паломников, благодаря помощи божьей, подаваемой через воду, они получают исцеление от своих недугов. Раковский источник славится тем, что помогает при глазных болезнях.   В советское время его хотели осушить, проводили мелиоративные работы, подкапывали, но так ничего и не смогли сделать. Более того, он никуда не впадает: выходит из земли и через 150 метров снова уходит в землю.

Источник витебский в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы (г. Витебск) В ГОРОДЕ на Двине в районе улицы 39-й Армии, возле храма епископа Фадея священномученика, трудами иерея отца Ильи восстановлен источник «Параскева Пятница». В XIX веке в последнюю пятницу перед праздником святых апостолов Петра и Павла проходил крестный ход от Маркова монастыря к церкви святой Параскевы и обратно, где после литургии совершался молебен на источнике.
По словам прихожан храма и других посетителей, источник дает исцеление. Многие замечают, что вода помогает при болезнях ног.

Источник Логойский во имя Николая Чудотворца (г.Логойск, Минская обл.) Источник, известный с древних времен, берет начало в низине холма, вытекая из-под храма святителя Николая Чудотворца, построенного 140 лет назад.
К источнику, богатому минеральными веществами, приезжают люди, страдающие разными заболеваниями, особенно он помогает от духовных недугов, а также от болезней ног. Рассказывали истории, когда женщины, которые долго не могли иметь детей, искупавшись в источнике, потом беременели. Даже в крещенские морозы желающие окунуться в купальне стояли в очереди 2–3 часа.

Источники Жировичские (д. Жировичи, Слонимский р-он, Гродненская обл.) в Свято-Успенском мужском монастыре под  Успенским собором, по церковному преданию,  первоначально источник появился  из под дикой груши, на которой в 1470 году явилась икона Божией Матери, названная Жировичской . Позже на этом месте был построен храм, сначала деревянный, а позже каменный. Под алтарем храма и был оборудован колодец, в котором находился источник. Во времена безбожия власти пытались засыпать его. Однако источник все равно выбился наружу. И сейчас колодец находится в крипте Свято-Успенского собора.Особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена. В настоящее время на источнике устроена деревянная купальня, в которой можно встретить окунающихся людей круглый год.

Источник в Вежное (с. Вежное Каменецкого района) , родник забил, словно дар к 200-летию Свято-Николаевского храма, построенного в 1781 году. Недалеко от храма более 20 лет назад рыли обводной канал. И вдруг из-под ковша бульдозера взметнулось в небо несколько мощных фонтанов трехметровой высоты. Со временем сила фонтанов слабела, и в конце концов они превратились в ключи, сливаясь с водами канала. Чтобы выделить эту чистую, целебную воду, от которой местные жители получали облегчение при различных болезнях, решили поставить бетонное кольцо над родничками. Водичку тогда набирали лишь те, кто знал об источнике. Но вскоре узнали о вежнянской воде в одном из НИИ Минска, где тогда работала лаборанткой дочь местной жительницы. Узнали — и удивились богатейшему составу необходимых организму ценных элементов таблицы Менделеева. Сейчас над новыми бетонными кольцами, окружающими источник, поднялся небольшой куполок часовенки с крестом и купальня для омовения. Освящение источника проводилось соборно.

Краснолучка
Где находится: Витебская область, д. Краснолучка.
Находятся источники в одном километре от деревни Краснолучка. По преданию, в давние времена в этом месте жил человек, у которого была слепая дочь. Как любящий родитель отец изливал свою боль Царице Небесной. Во сне ему явилась Матерь Божия и сказала: «Иди с дочкой к святым источникам и помажь дочери глаза святой водой, и она станет видеть». Отец исполнил так, как повелела ему Царица Небесная, и дочь его исцелилась. В знак благодарности отец поставил на святых источниках деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери. Через некоторое время храм сгорел, но икону Божией Матери обрели на пожарище неповрежденной. На пепелище верующие возвели открытую часовню и в ней установили святую икону. Вода из трех ключей стекалась прямо к часовне, где под святой иконой люди ее брали. Часовня с чудотворной иконой была сожжена в 1960-ые годы, а икона исчезла.
В наше время паломничество к источнику возобновилось.

Гамарня, Илиинский источник. Где находится: Могилёвская обл., Быховский р-н, д. Гамарня
Источник располагается близ деревни в тенистом еловом лесу. На лесной поляне бьет около 10 источников. Возле каждого установлен крест, оборудован дощатый настил для паломников. Здесь же устроена небольшая часовня. Празднование на источнике совершается ежегодно 2 августа, в день памяти святого пророка Илии.

Погребищенские родники
Где находится: Минская область
д. Погребище, Логойский район, Минская обл.
Погребищенские родники расположены к северо-западу от деревни Погребище в густом смешанном лесу. Основные породы деревьев, которые в нём встречаются – ель, ольха, берёза, изредка сосна. В подлеске – малина, крушина, черёмуха, бересклет. В травяном покрове вблизи родников произрастают паслён, лютик ползучий, лабазник, крапива, гравилат речной, папоротники.
Погребищенские родники находятся на достаточно плоском участке восточного склона Логойской возвышенности в верхнем течении реки Маковза, которая является правым притоком р. Цна. В верхнем течении реки Маковза находятся многочисленные мелкие выходы подземных вод, образующие обширные болотистые топи. Родниковые ручьи впадают в Маковзу. Ширина ручьёв до 1 метра, глубина 5-10 см. Дно ручьёв песчаное с небольшим количеством гальки.
Вода Погребищанских родников отличается высокими вкусовыми качествами и исключительной чистотой.
Согласно решения Логойского районного исполнительного комитета (№ 32 от 31.03.1998) с целью охраны родников, их экосистем и окружающих ландшафтов был создан гидрологический памятник местного значения «Погребищенские родники».

Проща
Где находится: Могилевская область. Урочище Проща, д. Кохановка, Осиповичский район, Могилевская область
Источник находится в урочище Проща под Осиповичами в лесной чаще между деревнями Кохановка и Корытное и почитается как святой и целебный. Рядом со святой криницей стоит храм. Первое документальное упоминание места под названием Проща датировано 1864 годом. Как гласит легенда, два путника, будучи слепыми, попили воды из родника, умылись ей — и прозрели. А на дереве возле родника увидели чудесным образом явившуюся икону Пресвятой Богородицы. Три раза уносили люди христианскую святыню в ближайшую церковь, и всякий раз на следующий день икона чудесным образом оказывалась снова на том же дереве в лесу. Именно на этом месте и был в 1864 году построен храм, который здесь существовал до 20-ых годов прошлого века и был в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Церковь, возрожденная у криницы уже в наши дни, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая почитается покровительницей болящий людей. Икона «Живоносный источник» находится в храме и почитается местной святыней, о чем говорят многочисленные дары. Свидетельством чудотворной силы воды святого источника является само слово Проща, которое образовано от слова «прощать». В Беларуси прощами называли места, куда съезжался народ с мольбами о прощении грехов, об исцелении от бездетности, легких родах и здоровых детях. О том, что вода из этого родника действительно имеет лечебную силу, свидетельствуют сотни и тысячи паломников из всех уголков Беларуси и из-за рубежа, которые приезжают в Прощу помолиться, умыться водой из благодатного источника и взять ее про запас. свящён в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник".

Лужесно, Серафима Саровского  Где находится: Витебская областьд. Лужесно, Витебская обл.
Источник располагается недалеко от храма Вознесения Христова на берегу р. Западная Двина. Источник пользуется любовью почитанием у витеблян и жителей окрестностей.

Тумин, источник Пантелеимона Целителя
 Где находится:д. Тумин, Каменецкий район, Брестская область
Вода в источнике издавна считается целебной, располагается он вокруг залежей голубой глины. Освящение в честь святого великомученника и целителя Пантелеимона состоялось в 2004 г. Над источником установлена часовня.

Михеды
Где находится: Минская область
д. Михеды, Логойский район, Минская обл.
В понижении рельфа на окраине деревни Михеды в зарослях ольхи, ивы расположен родник-колодец. Над выбиваемым потоком чистой воды жители поставили цементные круги, накрыли крышей, чтобы не смешивалась родниковая вода с дождевой. У тропинки, которая ведёт к роднику колодцу, поставлен деревянный крест.
Место вокруг родника-колодца болотистое, топкое. Вода родника выходит постоянным потоком и питает маленькую речушку. Вода имеет высокие вкусовые качества и используется местными жителями для питья.

Витебск, Георгия Победоносца
0 комм. | Где находится: Витебская область.  Юрьева горка, храм святого евангелиста Луки, г. Витебск
Целебный источник, названный в честь святого великомученика Георгия Победоносца, обложен камнем. Рядом установлены крест и две иконы в честь святого. Люди постоянно несут сюда живые и искусственные цветы. Небольшая деревянная четырехугольная купель находится в двух шагах от криницы. Зайдя внутрь, по ступенькам можно спуститься к еще одному источнику. На двери – табличка, которая сообщает, что купель открыта с 10 до 17 часов.
Построили купель прихожане витебского храма во имя святого мученика Лонгина Сотника под руководством его настоятеля Николая Богданова.
Купель относится к храму во имя святого апостола и евангелиста Луки. Эта церковь находится недалеко от Юрьевой горки. По словам отца Николая, горожане уже давно, лет десять, хотели, чтобы возле источника возвели купель. «И вот она появилась, мы ее построили за два месяца, с 20 июля. Теперь у всех желающих есть возможность для закалки тела и духа», – отметил священнослужитель.
Справочно: Юрьевой горкой лесопарк в Витебске называется из-за находившейся здесь до Великой Отечественной войны Георгиевской (Юрьевой) православной церкви. Она была построена в 1876 году. Деревянный пятикупольный храм возвели на месте более древнего храма. Рядом с церковью находилось кладбище. Немного ниже церкви, на роднике, стояла часовня. Во время войны церковь святого Георгия уничтожили.
Существует легенда о том, что в древние времена Юрьева горка была посвящена языческому богу пробуждающейся природы и плодородия Яриле. Согласно ей, огромный змей (символизирующий саму Юрьеву горку) похитил у людей воду и заморозил её. А Ярила убил змея копьём и освободил воду. Это символизировало победу весны над зимой. В том месте, куда попало копьё Ярилы, стал бить родник, ставший местом поклонения древних славян. С приходом христианства ключ освятили православные священнослужители.

Витебск, Источник Иоанна Крестителя     Где находится: Витебская область   г. Витебск, ул. Чапаева
Источник был освящен 18 января 2009 года. Окормляется священнослужителями храма Рождества Христова г. Витебска. На праздник святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя здесь ежегодно служится водосвятный молебен.

Запруды, Богоявленский источник      Где находится: Брестская область    д. Запруды, Кобринский район, Брестская область
В 2005 году здесь была построена деревянная часовня, освященная в честь Богоявления Господня. В настоящее время источник благоустроен. Празднование совершается 19 января, на Богоявление.

Мурожное, на Ольховой горке
Где находится: Минская область
д. Мурожное, Логойский район, Минская обл.
Родник у деревни Мурожное выбивается на вершине холма (абсолютная высота приблизительно 250-300 м), поросшего ольхой. Этот естественный уникальный водоём имеет постоянный выход подземных вод. Местность вокруг родника влажная, о чём свидетельствует произрастание таких влаголюбивых растений как ольха, папоротники, копытень. Вода из родника выходит с небольшим напором и, образуя небольшой ручеёк длиной 5-6 метров, впитывается в почву холма.
Анализ воды родника показал, что в ней содержатся катионы редких металлов: Ag +, Fe+2, Cu+2, Al+3, Ni+, Cr+3, а также анионы фтора, хлоридов, сульфатов. Вода слабожёсткая – 1,0 (при норме – 7,0). Содержит в небольшом количестве ионы серебра. Как известно, серебро выступает в роли сильнейшего средства, воздействующего на бактерии. Серебряная вода убивает микробы лучше хлора. Ионы серебра препятствуют размножению грибков и стрептококков. Наверное, поэтому вода из родника д.Мурожное почитается жителями, она долго хранится. Во время эпидемий гриппа дома орошают серебряной водой.
Содержание в воде родника таких редких ионов как серебра и фтора делает её ещё более полезной для употребления, Неспроста не зарастает тропинка к роднику от близлежащих деревень Мурожное (Логойского района) и Яново (Борисовского района).
 С родником на Ольховой горке связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воды родника старожилы считают святой, Богом данной.
Рассказывают, что попытки вспахать землю холма под посадку или же срубить ольху, или её ветви заканчивались наказанием для тех, кто это пытался сделать. По молитвам на воде люди излечивались от некоторых болезней. В настоящее время родник обустроен: место выхода воды обложено камнями, поставлен металлический крест.
Войтик Ирина Станиславовна

Ганевичи, источник Липовка   Где находится: Минская область
д. Ганевичи, Логойский район, Минская обл.
На окраине деревни Ганевичи среди зарослей ивняка выбивается родник Липовка. В его названии корень «липа». Люди вспоминают, что раньше этот родничок служил не только источником питьевой воды, но и своеобразным холодильником. Жительница одного из близкорасположенных домов ставила в воду кувшин с молоком, чтобы оно долго оставалось холодным и не прокисало. Для удобства был сделан деревянный круг из липы. Так родник получил своё имя – Липовка. Такое же название получила и река, основным источником питания которой является чистая вода родника.
Вода родника Липовка имеет высокие вкусовые качества, содержит катионы таких редких металлов как хром, медь, железо, алюминий; в небольшом количестве – анионы фтора, хлориды, сульфаты. Употребление такой обогащённой фтором воды уменьшает заболевание кариесом. При постоянном употреблении воды с такими показателями уменьшается процесс отложения холестерина в кровеносной системе, артериальное давление длительный период остаётся в норме.

Мотча
Где находится: Гродненская область
д. Мотча, Гродненская обл.
Источник освящен 2 ноября 2008 года у деревни Мотча близ Новогрудка в честь Святителя Николая Чудотворца.
Когда-то на возвышающейся горе, по преданию, был православный храм. Безбожники в свое время его снесли, но с тех пор стал из горы бить родник. Не только здешние, но и люди из разных мест приезжают сюда, чтобы окунуться, набрать кристально чистой водицы.

Полыковичи   Где находится: Могилевская область
д. Полыковичи, Славгородский р-он, Могилевская обл.
Святой источник находится на берегу Днепра в 7 км от Могилева. Около источника находится часовня освященная в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Источник посещают многие тысячи жителей окрестных и даже дальних селений. В специальной купели, в которую направлена вода из этого источника, с давних времен установился обычай совершать обряды крещения и водоосвящения. К источнику приезжал лечиться сам царь Николай II.
Часовня и святой источник Святой Параскевы Пятницы пользуются особым вниманием у молодоженов, поскольку эта святая считается покровительницей домашнего очага. Среди местных жителей распространено поверье, что, вода источника обладает свойством исцелять болезни, а также помогает вернуть согласие и спокойствие в семейную жизнь.

Косичи   Где находится: Гродненская область
д. Косичи, Новогрудский р-н
Источник, находящийся в Новогрудском районе возле хутора на дороге между деревнями Косичи и Старые Гончары не освящен и мало известен, но сам по себе уникален. По рассказам, источник нашел один мужчина. Ему о нем рассказали в Тибете. Там также сообщили, что таких источников всего семь в мире.
Уникальность его в том, что из двух криниц течет живая и мертвая вода. Их легко различить. Мертвая течет спокойно, тихо, а живая буквально поет. Колодец с живой водой закрыт деревянной крышкой. А на колодце с мертвой крышка быстро сгнивает. Мертвая вода очищает организм, а живая – его регенерирует. Вокруг родников растут деревья. И почти все они сросшиеся по два.

Лоск
Где находится: Минская область
д. Лоск, Воложинский р-он, Минская обл.
Святой источник находится в деревне Лоск у подножия храма Георгия Победоносца. Целебными свойствами он обладает уже не одно столетие, но имя святого, в честь которого он был освящен ранее, народная молва не сохранила. По благословению Владыки Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, источник был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. У источника построена часовня и сооружена купель.

Барань      Где находится: Минская область Свято-Ксеньевский женский монастырь, г. Барань, Борисовский р-н, Минской обл.
Источник в честь святой блаженной Ксении Петербургской находится на территории Свято-Ксеньевского женского монастыря между храмами монастыря и монастырским подворьем. По преданиям, в источнике воду брала почитаемая святая белорусской земли преподобная Евфросиния Полоцкая.

Крупцы
Где находится: Минская область   Микрорайон Веснянка, г. Минск
Источник находится в микрорайоне Веснянка, на территории бывшего поместья Крупцы. Согласно преданию, источник, проистекающий изначально из-под алтаря церкви, обладал целебными свойствами, считалась, что особенно полезна его вода при болезни глаз. Около 1612 года чудесным образом на источнике обретена икона Божией Матери, получившая название Крупецкой. Тогда на месте чудесного явления над источником была возведена небольшая церковь, куда и поместили икону.
Церковь просуществовала до 1936 года. Но не иссякал поток православных к целебному источнику. Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи.
В 1992 году в день Покрова Пресвятой Богородицы, у источника после длительного перерыва был отслужен водосвятный молебен, а 21 ноября там был водружен двухметровый восьмиконечный крест. Ныне Крупецкий источник входит в комплекс Свято-Покровского храма г. Минска.

Витовка
Где находится: Минская областьд. Витовка, Держинский р-он, Минская обл.
Легенда гласит, что бьющий из земли источник образовался на месте каменного храма, который ушел под землю вместе с прихожанами. В конце XVIII века, на месте ушедшего под землю храма, возле источника, построили новую деревянную церковь. Она просуществовала до 1930-х годов. Затем ее разобрали для постройки клуба. Иконы и церковная утварь были сожжены. Источник засыпали, но через некоторое время он снова забил на прежнем месте.
В 90 –е гг. ХХ в. православные Витовки и окрестных деревень очистили источник и восстановили купель. После чего дважды купель на Праздник Пасхи была сожжена в 2006 и 2011 годах и вновь восстанавливалась. В 2012 году у источника появился свой сайт vitovka.com , на котором можно узнать подробнее об истории прихода, восстанавливающего источник.
Вода в роднике всегда +9 °C; хорошо лечит сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Великая Кракотка
 Где находится: Гродненская областьСвято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь, д. Великая Кракотка, Слонимский р-он, Гродненская обл.
Целебный источник, освященный в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находится недалеко от Свято-Зосимо-Савватиевского мужского монастыря в д. Великая Кракотка.
Источник пробивается из песка на берегу ручья Иорданка. Он обустроен, над ним поставлена часовня. Освящён в чсесть Иоанна Крестителя.

Викня
 Где находится: Гродненская область       Слонимский р-он, Гродненская обл.
Если Вы посещаете Жировичский монастырь, то не забудьте окунуться и в особо почитаемом и посещаемом многочисленными паломниками и местными жителями источнике, который находится в двух километрах от монастыря, в урочище Викня.
До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери. С приходом советской власти часовня была разрушена. В настоящее время на источнике устроена просторная деревянная купальня, в которой можно встретить окунающихся людей круглый год. 

 

22.02.2021

"Зимний бал молодёжи-2021"

подробнее...
16.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...
08.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...

Департаментом Смоленской области по образованию и науке выданы свидетельства о размещении авторского материала на сайте infourok.ru, а также объявлена благодарность Гидлевской Е.В., учителю географии ГУО "Средняя школа № 123 г. Минска", за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей.

п
п

Цитата дня

Мы можем возмущаться тем, что богослужения такие длинные – по два-три часа (!), и при том легко провести полдня, бесцельно слоняясь по торговому центру. Или часами смотреть тот же футбол. Современный человек рассматривает время сугубо утилитарно. Ему жаль в воскресенье тратить целых два часа на церковь, время нужно ему либо чтобы зарабатывать деньги, либо чтобы «кайфовать».

Притча дня

Жил был заяц, который не верил в то, что существуют охотники.

И только когда повстречался с ними в лесу, понял, что они действительно есть.

Но было уже поздно...