История православия - Чистые истоки СШ 123 г.Минска
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РЦ



Обратите внимание





ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

История православия

Христианство пришло на земли Белой руси задолго до крещения 998 года. Дух христианства к нам принес, по выпавшему ему жребию, святой апостол Андрей Первозванный. От него и были первые уверовавшие и крестившиеся Духом Святым.  Вера во Христа стала приходить в княжество Полоцкое от прямых взаимосвязей со Скандинавией и Византией. После принятия веры христианской князем Владимиром крестилась и полочане - продданные князя Изяслава (сына Владимира), княжившего в Полоцке  с 992 года.  В это время начала быть и Полоцкая епархия и Православная Церковь в Беларуси.

С принятием христианства вся Русь ожила

Духовная жизнь Белой Руси XII в. держалась на таких столпах веры Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке ( 1173 г. в Иерусалиме), святители полоцкие Мина ( 1116 г.), Дионисий (1182 г.), Симеон ( 1280 г.), святитель Кирилл Туровский( 1182 г.) - образованнейший человек того времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования "Златослов". 

В половине XII века Русь постигло первое великое испытание веры: нашествие полчищ Батыя.  Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных всей Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя восприемницей древней Киевской кафедры.  В 1316 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Но уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой желал объединить Русь под одним святительским омофором и единой властью.   В этот период трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда (Антоний, Евстафий и Иоанн) приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о непростых взаимоотношениях между православным народом и управителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь инструментом в борьбе за власть.

В 1364 году митрополит Московский Алексий установил в Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи и поныне нетленны.После кончины митрополита Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх пошел на это для предотвращения войны между Литовскими и Московскими князьями.

КАТОЛИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло, женившись на польской королевне, принял престол Польских королей. Папа Римский, в свою очередь благословил этот брак при условии, что Ягайло вместе с подданными примет католичество. Ягайло не стал медлить и принял это условие объявив  католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил своего покровительства. Этим решением Ягайло положил начало духовного разделения народа, продолжающееся и в наше время.  Однако милость Божия, по особому промыслу, не оставляла православных жителей Белорусских земель, и предваряя скорби, постигшие Православную Церковь в XVI - XVII веках, две чудовторные иконы  Богоматери явились на нашей земле. В 1470 году в ветвях дикой груши обрели каменную икону Богородицы, получившую название Жировицкой, а в 1500 году жители Минска  обрели образ Приснодевы Марии на водах Свислочи.  Явившись, эти образы и по сей день благословляют, и укрепляют православных жителей Беларуси и православных паломников из других стран.

Со времени введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось вследствие целенаправленной деятельности светской и духовной властей в угоду папству.  Основные государственные должности занимали только католики. По праву патроната, польские короли раздавали православные митрополичью и епископские кафедры своим ставленникам. Как правило, это были люди далекие от христианства, но «отрабатывая» свою должность они часто преследовали цель унии любой ценой. Злоупотребления при замещении вакантных православных кафедр привели к постепенному разрушению Православной Церкви, разбазариванию ее имущества и духовному обнищанию пастырей с пасомыми. Это было как раз то чего добивались польские короли под водительством Ватиканской верхушки.

В 1591 году на тайной сходке четыре епископа решили в тайне готовить присоединение православных епархий к католической церкви. Не доведя до общественности, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии.  В декабре 1595 года в  папском замке происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к церкви католической.   В 1596 году униаты и православные собрались в разных местах Бреста, но в один и тот же день: униаты - в кафедральном соборе, а православные - в частном доме. Ведь по указу властей все церкви в Бресте были закрыты! С этого времени начался тяжкий крестный путь Православной Церкви в Беларуси, который нес унижение и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Так продолжалось 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская епархия. Свирепство униатов в этот период с трудом поддается описанию. По жестокости и фанатизму его можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. В некоторых городах участие жителей в крестных ходах каралось смертью. Церкви грабили, сжигали или перестраивали. Погребать своих умерших православным официально разрешалось лишь "без всякой церемонии церкви,  тайно в ночи",  как писал Виленский епископ в ответ на жалобу жителей.

Полное поражение православных во всех гражданских правах дополнялось уголовным преследованием, которое инициировалось и поощрялось властями. Непоколебимость православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить приходы в унию под угрозой физической расправы. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая ( 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский ( 1648 г.).

Во время гонений единственной защитой Православия становятся монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью; открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, которыми сохранилось и возродилось Православие. В 1632 году Московия выступила войною против Польши.  Совместно заявляла о себе и сила украинского казачества, а православные деятели - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Вновь избранный король Владислав четвертый вынужден был признать за православными гражданами  право иметь свой епископат.  Владислав четвертый представил на утверждение сейму "статьи успокоения религии греческой" и присягнул охранять православную веру. Волна жестокости и репрессий несколько ослабла, но католическая шляхта с духовенством продолжали свирепствовать.  Королю пришлось создать спец.  Комиссию, которая ограничила произвол католиков, но тогда свободную нишу заняли наиболее яростные униаты.

ПРАВОСЛАВИЕ ТОРЖЕСТВУЕТ

В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский, ректор Киево-Могилянской Академии. Им была открыта в Могилеве Духовная семинария и устроена в Архиерейском доме типография. 

Святителем был собран огромный архив, по истории приходов, храмов и монастырей, составлен реестр случаев насилия над православными, так же он отстаивал судебные дела и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и пасомых. Титанический труд и подвиги этого богослова, дипломата, историка и юриста, ученого архипастыря в защите и возрождении Православия в Беларуси побудили в 1992 году Синод Белорусского Экзархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия к лику местно чтимых святых.Одной из особенностей была ненависть к унии тех, кто был вовлечен в нее насилием и так или иначе пострадал.  Преклонив головы перед силой, они не склонились духом.  После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 годы), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, а также постоянные мольбы православных к русским царям о спасении, начался обратный процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В феврале 1839 года, в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о соединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия для белорусов состоялось 25 марта 1839 года.

Желающим более подробно узнать об истории христианства в Беларуси рекомендуем серию очерков священника Алексия Хотеева, настоятеля храма во имя прп. Иоанна Рыльского в г. Минске.

СВЯЩ. АЛЕКСЕЙ ХОТЕЕВ.
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ 
ХРИСТИАНСТВА НА БЕЛАРУСИ

 

22.02.2021

"Зимний бал молодёжи-2021"

подробнее...
16.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...
08.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...

Департаментом Смоленской области по образованию и науке выданы свидетельства о размещении авторского материала на сайте infourok.ru, а также объявлена благодарность Гидлевской Е.В., учителю географии ГУО "Средняя школа № 123 г. Минска", за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей.

п
п

Цитата дня

Не унывайте, не падайте духом. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Не будем продавать Его за чечевичную похлебку

Игумен Никон Воробьев

Притча дня

Захотела машина сама без водителя ездитьВзяла - да поехала! Где захочет, проедет, что надумает - сделает. Не жизнь - одно удовольствие! Только вдруг видит она - впереди пропасть. Такая, что упади в нее - колес не соберешь! Ей бы на тормоз нажать, да разве без водителя это сделаешь? Вспомнила машина про водителя и как загудит, что есть мочи! Услышал это водитель, догнал своевольную машину, заскочил в кабину и затормозил перед самой пропастью. А если бы не успел?..

  Монах Варнава (Евгений Санин)