Истоки воспитания - Чистые истоки СШ 123 г.Минска
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РЦ



Обратите внимание





ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Истоки воспитания

1. Праздник "Дзяды" и Дмитриевская родительская поминальная суббота идентичны? Если нет, то в чём разница?

2. Рождественский пост. История происхождения.

3. Как правильно выбрать будущую профессию: следовать советам родителей, продолжать семейные династии?

Сначала коснемся семейных династий. Как известно, в России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление общества на дворянство, духовенство, купечество и т.д. Говорить о правильности / неправильности такого подхода можно долго, но у него был один явный плюс – ребенок с самого рождения учился служению или ремеслу непосредственно у своих родителей, таким образом, традиции и техники передавались из поколения в поколения, мастерство совершенствовалось, а общество, как казалось, обретало стабильность. При этом виден и явный минус, особенно ярко проявившийся в годы, предшествующие Октябрьской революции, - это противоречие между внутренним устроением человека и его обязанностями перед сословием. «Революция вышла из семинарии», - так писал православный святой, преподобный Варсонофий Оптинский. Люди, не имевшие, внутренней тяги к принятию священного сана, учились в семинариях, в результате чего мы сейчас читаем в книгах по церковной истории о том, какой порой цинизм и неверие царили в стенах духовных школ. Внешние люди, знавшие об этом, только укоренялись в своих антицерковных настроениях… Опять-таки, рассуждать об этом можно долго, но факт есть факт: если сейчас у любого священника спросить, хочет ли он, чтобы его сын пошел по его стопам, то ответ будет такой: «Я сделаю все возможное, чтобы собственным примером показать ему красоту христианства, но навязывать ничего не хочу, выбор пусть делает сам».

С другой стороны, скажем прямо, – если у родителей подростка есть авторитет и связи в определенной сфере деятельности, то, по крайней мере, начать карьеру в этой сфере ему будет проще, чем все делать самому, идя по непроторенному пути. Но будет ли впоследствии этот подросток счастлив, занимаясь тем, что ему не нравится? Вряд ли. О ситуациях, когда за ребенка вообще все делают родители, а он просто «сидит на всем готовеньком», вообще можно особо не говорить, – это путь деградации личности.

В подобном ключе я смотрю и на следование советам родителей. Безусловно, нормальные родители хотят только блага своим детям. У них есть определенный жизненный опыт, и с его высоты они хотят предостеречь своих чад от фатальных ошибок. «Какая скрипка? Что ты своей скрипкой заработаешь? Сейчас нужно в программисты идти, чтобы зарабатывать нормально, мы же не сможем тебя всю жизнь содержать», - понятно, что в основе такой речи лежит не ненависть и самодурство, а любовь и трезвый расчет. К родителям, безусловно, нужно прислушиваться, а не отмахиваться со словами: «Да что вы в жизни понимаете?!» Но при этом, каждый должен четко осознавать, что это его жизнь, и жить ей будет он, а не его родители, и ответственность за свой выбор и его последствия тоже несет сам человек, а не его советчики. На этом моменте плавно перейдем на ответ на следующий вопрос.

4. Что важнее: самореализация или материальное благополучие?

Сразу оговорюсь, что отвечать на него я буду именно как православный священнослужитель, это важно. Начну со слов другого священника, известного в нашей Церкви проповедника, протоиерея Константина Пархоменко: «Глубоко убежден, что человек должен заниматься тем, что ему по душе. Земная жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересную для нас деятельность, если, конечно, вы не глава большой семьи и попросту должны ее суметь прокормить. Но и в этом случае можно искать что-то по душе». Коротко, и ясно. Но нужно рассмотреть несколько нюансов.

Во-первых, для христиан первичным является не вопрос «самореализация или материальное благополучие», а вопрос «какая деятельность является угодной Богу, а какая нет». Поясню. Не секрет, что в нашем обществе есть целый ряд сфер деятельности, которые считаются в народе не то, то позорными, но «явно непрестижными». Например, часто можно услышать: «Если будешь плохо учиться, станешь улицы подметать». Вообще, существует определенное отношение к «трудовым» профессиям, как к деятельности второго сорта. При этом, разве не прекрасно стремиться сделать чистым свой двор, свою улицу, свою город? Или качественно делать свою работу на заводе? Конечно, прекрасно, скажут мне, только вот платят мало совсем. Это так, но, с точки зрения христианства, это хорошая и полезная работа, главное, чтобы человек исполнял ее на совесть. С другой стороны, имеем такую ситуацию: работа в табачной промышленности, или игорном бизнесе, например, может приносить очень неплохие деньги. Является ли она приемлемой с христианской точки зрения? Однозначно нет, так как курение – это грех, вредящий здоровью человека (насчет греха многие могут посмеяться, конечно, но про вред здоровью все однозначно с медицинской точки зрения). То же самое касается казино – для христианства это однозначно греховная деятельность, из-за которой тысячи людей доходили до полного разорения, развала семьи и даже самоубийства (для зависимости от азартных игр придуман отдельный термин – лудомания). Также существует целый ряд «пограничных» профессий, которые не являются однозначно греховными, но часто ставящими перед человеком сложный моральный выбор. Например, таковой можно назвать профессию специалиста по рекламе. Одно дело, рекламировать действительно качественный и полезный продукт, и, совсем другое, - вредный или низкосортный. Таких примеров можно привести много, на отдельную статью хватит, но принцип, я думаю, понятен, - первым вопросом при выборе профессии должен быть вопрос о том, насколько тот или иной вид деятельности полезен или вреден для окружающих.

С этим разобрались. Но что делать, когда перед человеком стоит выбор между «хорошими» профессиями, и он не знает, к чему склониться? Тут можно сказать так: когда художник по призванию работает администратором, а гениальный администратор пытается быть художником, оба они не видят Божественного замысла о себе. Конечно, Господь будет вносить поправки в их жизни, но это уже корректировка и реабилитация, а не реализация изначального плана. Да, христианство считает, что у Бога есть замысел о каждом человеке, но он, как свободная личность, может его отвергнуть (как и Самого Бога, собственно). Здесь, кстати, проходит четкая граница между христианством и восточными религиями. Например, если упростить мысль буддизма, она будет выглядеть так: страдания – в желаниях, откажись от любых желаний – и ты перестанешь страдать. Христианский ответ принципиально другой: свои желания необходимо сообразовать с тем, чего хочет непосредственно от тебя Бог. Как это узнать?

Простая оценка своих способностей и склонностей – уже первый шаг к этому. Не секрет, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев». Мой дед, например, получил в свое время высшее математическое образование и впоследствии был ведущим специалистом по разработке программного обеспечения, еще в те далекие времена, когда компьютеры были размером с комнату. Таким же он хотел видеть и своего внука. Я закончил с золотой медалью физико-математический класс, и… поступил в семинарию. Литература, языки и другие гуманитарные науки мне всегда нравились больше, чем решения различных уравнений. Хотя, опять-таки, есть немало священников, которые имеют высшее техническое образование, одно другому не мешает.

Ну, и, конечно, если человек хочет узнать, каков замысел Божий о нем, то крайне важна напряженная молитва, сопряженная с исполнением заповедей. Но это уже отдельная, очень глубокая тема.

Что касается денежного вопроса, то он не должен быть для человека на первом месте. Прежде всего нужно искать в работе служения и призвания. Хотя, есть и исключения. Как было указано сказано выше отцом Константином, иногда человеку ради своих ближних приходится идти на жертву, поставив материальном благополучие семьи выше своих предпочтений. Но даже при таком раскладе у человека хотя бы должно быть хобби, в котором он мог бы реализовывать свой творческий потенциал.

 

5. Любым путем достигать желаемого, либо реально оценивать свои возможности?

Способность реально оценивать свои возможности, - это очень ценная способность для любого человека, она предохраняет от пустой мечтательности. Некоторые люди могут днями напролет, читая о звездах шоу-бизнеса (тоже сфера деятельности, находящаяся в «зоне духовного риска», кстати), мечтать о том, как они будут петь на сцене, или играть в кино, о том, как они будут купаться в лучах славы и деньгах… и при этом не будут делать никаких шагов для того, чтобы попытаться реализовать эти мечты в жизнь. Нужно либо делать конкретные шаги для реализации своей цели, либо поменять цель, осознавая, что первоначальная недостижима по тем, или иным причинам. Если такого не происходит, человек будет просто впустую тратить свое время и душевные силы. Хотя, это не значит, что человек должен опускать руки при первых же неудачах. Естественно, нужно прилагать труд и настойчивость, без них ничего значимого в принципе невозможно добиться в жизни. Но в какой-то момент нужно и уметь смириться с неудачами, видя, что успеха в желаемой сфере добиться не удается. Значит, не здесь наше призвание (см. выше).

Про «достижение желаемого любым путем» и говорить нечего. Человек может пытаться добиться успеха, славы и богатства плетением интриг, обманом и предательством, и даже, в конечном итоге, добиться желаемого, такие пример есть. Но стоит ли оно того? Для христианства ответ очевиден – нет. Лучше иметь чистую совесть, чем полные карманы денег и лицо на обложке журнала.

Диакон Дмитрий Дудкин, клирик храма святого апостола Андрея Первозванного (г. Минск)

Вопросы священнику (продолжение)

В нравственном воспитании учащихся  весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

Внеклассное мероприятие "Доброта спасет мир"

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

Гульня- віктарына Наша Беларусь”

 Беседа «Родина»

Выказванні і вершы пра Радзіму і беларускую мову

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

 Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал  женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней.  Сильный и любящий отец- образец мужчины во все времена. Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения  национальной традиции.

Семья и семейные ценности

22.02.2021

"Зимний бал молодёжи-2021"

подробнее...
16.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...
08.02.2021

День православной молодёжи

подробнее...

Департаментом Смоленской области по образованию и науке выданы свидетельства о размещении авторского материала на сайте infourok.ru, а также объявлена благодарность Гидлевской Е.В., учителю географии ГУО "Средняя школа № 123 г. Минска", за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей.

п
п

Цитата дня

Не принимай за счастье сытость. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Всё вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, всё взаймы. Взаймы здоровье, сила и красота.
о. Николай Сербский

Притча дня

Авва Геразий соглашался один раз в год ходить в Антиохию на проповедь. Послушать его собиралось великое множество народа. Один из братьев как-то спросил его:
– Отче, не искушает ли тебя суетная слава при виде такого множества народа вокруг тебя?
– Нет, брат, – отвечал Геразий, – я думаю, что если бы меня казнили, народа собралось бы еще больше...